septik (septik) wrote in paparazzi,
septik
septik
paparazzi

Category:

Краткий справочник для журналистов, пишущих о парашютном спорте

Уважаемые коллеги! По итогам прочтения очередной безграмотной статьи о парашютном спорте у меня появилась идея сделать краткий справочник для тех, кого трудная журналистская судьба заставляет писать о парашютах и парашютистах. Я понимаю, что те коллеги, которые хорошо делают свою работу, и без меня справятся при помощи Wikipedia и консультантов, а плохим уже ничто не поможет, но надеюсь, хотя бы фактических ошибок станет меньше...


Тема параспорта вообще, и околопарашютных происшествий в частности, всё чаще затрагивается в различных неспециализированных СМИ. В случае серьёзного подхода к подготовке материалов количество фактических и терминологических ошибок как правило незначительно, но даже тех что остаются, всё равно хватает для того чтобы испортить впечатление от неплохо подготовленной статьи. Что уж говорить о наспех написанных заметках, сделанных по материалам иноязычных источников, когда неточности перевода накладываются на трудности понимания терминологии? В этом нет ничего удивительного. Параспорт - вещь в себе, многие его нюансы можно уловить только если посвятить ему всю свою жизнь. Или если под рукой есть хороший консультант.

Моей целью является помочь тем, кто пишет о парашютистах. Я постараюсь перечислить наиболее распространенные ошибки, объяснить терминологию. Моей целью не является "научить жизни" кого бы то ни было. Я лишь могу помочь. Спасибо за понимание.

В самом начале работы над статьёй:

Определитесь, идет ли речь о спортивном или развлекательном прыжке, прыжке военного-десантника или B.A.S.E. Если произошел инцидент или трагедия - выясните, с чем это связано: с проблемами в воздухе, когда неправильно функционируют основной или запасной парашют, или это случай на приземлении с абсолютно исправным, наполненным и управляемым основным или запасным парашютом.

Это очень важно, поскольку в каждом конкретном случае может идти речь о парашютных системах очень разной конструкции, да и терминология может довольно существенно отличаться.

С современными парашютными системами прыгают все профессиональные спортсмены-парашютисты, "фан-джамперы", прыгающие для развлечения и "студенты", проходящие курс обучения парашютным прыжкам по программе AFF. Кроме того, похожие парашюты используют бойцы лесоохраны, МЧС и некоторые отряды спецназначения. Не будет преувеличением сказать, что такие системы используются для подавляющего большинства прыжков.

Из каких частей состоит современная парашютная система:

- Основной парашют-крыло с вытяжным парашютом - "медузой"

- Запасной парашют-крыло

- Страхующий прибор

- Ранец с подвесной системой

Основной и запасной парашюты, или как иногда, говорят, "купола", а также страхующий прибор расположены в ранце.

Парашютист раскрывает основной парашют каждый прыжок, и каждый раз после приземления укладывает (а не "складывает") его в ранец. Обычная высота раскрытия - около 1000 метров. Для раскрытия основного на современных спортивных парашютных системах не нужно "дёргать кольцо". Кольца остались в далёком прошлом, когда парашюты были большими и круглыми. Теперь для этого нужно извлечь из ранца вытяжной парашют (маленький круглый парашютик, который при помощи соединительного звена - "стреньги" соединён с основным куполом) и бросить его от себя. Он наполнится и вытащит из ранца основной купол. Если основной купол по каким-либо причинам не раскрывается, или раскрывается, но на нём невозможно нормально приземлиться, говорят, что "произошёл отказ" основного парашюта. Чтобы не работающий основной парашют не помешал раскрытию запасного, в случае отказа основной нужно "отцепить". Сама процедура избавления от основного называется "отцепка". На ранце предусмотрена специальная система, которая позволяет сделать отцепку в одно движение. Нет никакой необходимости "отрезать стропы".

Запасной парашют - раскрывается в случае, если происходит отказ основного или если необходимо раскрыться как можно быстрее (например, если парашютист по каким-то причинам не успел раскрыть основной до высоты 1000-600 метров). Раскрыть запасной парашют можно двумя способами:

- Ручное раскрытие: Парашютист дёргает кольцо запасного парашюта
- Раскрытие страхующим прибором: Если на высоте около 300 метров страхующий прибор фиксирует скорость снижения, соответствующую скорости свободного падения, то страхующий прибор раскрывает ранец - это даёт начало наполнению запасного парашюта.

Запасной парашют укладывают только специалисты - "риггеры", прошедшие соответствующий курс обучения. Запасные парашюты переукладываются раз в шесть месяцев. Это делается, чтобы во-первых, купол не слёживался, и во-вторых, чтобы убедиться в исправности всей парашютной системы.

Страхующий прибор: Большинство парашютистов используют микропроцессорные страхующие приборы. Философия подобных аппаратов "включил-и-забыл". Прибор сам отслеживает высоту, на которой находится, и скорость, с которой падает парашютист. Если высота слишком мала, а скорость падения не уменьшается - страхующий прибор срабатывает и открывается запасной парашют. Обращаю ваше внимание: некорректно писать что-то вроде "к счастью, он нажал на кнопку и страхующий прибор раскрыл запасной парашют" (привет газете "Твой день"). Не надо нажимать никаких кнопок. Надо только включить страхующий прибор в начале прыжкового дня - остальное он сделает сам. Но и конструкция "к счастью, он успел перед прыжком включить страхующий прибор" тоже некорректна - страхующий прибор включается не от случая к случаю, а всегда. На каждом аэродроме есть специально обученные люди, которые следят за тем, чтобы во взлеты не попадало людей без исправно работающих и своевременно включенных приборов.

"Круглые" (десантные) купола:

С такими парашютами прыгают военные-десантники и члены отряда космонавтов на подготовительных сборах. Бывает, что с такими парашютными системами прыгают на показательных выступлениях и всяческих авиационных праздниках. В отличие от спортивных систем, здесь установлены "круглые" парашюты большой площади (около 80 квадратных метров). Такие системы отличаются очень высокой надежностью, но безнадёжно устарели с точки зрения манёвренности, удобства использования и возможности парашютиста влиять на процесс прыжка.

Десантная парашютная система состоит из:

- Ранца, в котором уложен основной купол и на котором стоит механический страхующий прибор, и подвесной системы
- Запасного парашюта, который расположен на подвесной системе спереди, на уровне живота парашютиста

Для того, чтобы раскрыть основной парашют, парашютисту либо не надо предпринимать никаких действий (так называемые прыжки с принудительным раскрытием), либо приходится "дергать кольцо", которое расположено на подвесной системе в районе плеча. Если по каким-либо причинам происходит отказ основного купола, для введения запасного отцепка не требуется. Всё, что требуется от парашютиста - выдернуть еще одно кольцо - на сей раз запасного парашюта, расположенного на животе.

Если парашютист не предпринимает никаких попыток раскрыть основной круглый купол - на высоте 600-800 метров за него это делает механический страхующий прибор.

B.A.S.E. - прыжки

BASE - это сокращение от Building, Antenna, Span, Earth (Здание, Антенна, Мост, Скала) - списка объектов, пригодных для прыжков без использования летательного аппарата. Как правило, высота таких объектов невелика, а раскрытие парашюта происходит очень низко, на уровне 20-100 метров. Понятно, что использование страхующих приборов и запасных парашютов в такой ситуации просто бессмысленно. Поэтому бэйс-система состоит из:

- Ранца с подвесной системой
- Основного и вытяжного парашюта


Наиболее частые ошибки при написании статей:

Часто запасной парашют называют "резервным", а то и "вспомогательным". Первый термин хотя и допустим, но не соответствует сложившейся русскоязычной терминологии, второй - и вовсе неверен.
Основной парашют иногда называют "главным". Это неточная калька с англоязычного "main chute", не соответствующая сложившейся русскоязычной терминологии. У парашютиста только два парашюта - основной и запасной.

Когда идёт речь о том, что парашют не может нормально раскрыться, есть большой соблазн написать "у парашюта запутались стропы". Это неверное обобщение, поскольку такие виды отказов встречаются нечасто. В такой ситуации гораздо более уместно конкретизировать, написать "парашют раскрылся не полностью", «парашют зацепился за что-то» или «парашют порвался на раскрытии» (если произошло именно это). В крайнем случае можно воспользоваться специальным термином в конструкции вроде «как говорят парашютисты – произошёл отказ купола».

Если основной парашют-крыло не может обеспечить безопасного приземления, то для нормального раскрытия "запаски" его нужно отцепить. Именно отцепить, а не "отрезать". На каждом современном парашюте стоит специальная система отцепки, позволяющая сделать это одним движением.

"Парашютист упал с высоты 4000 метров и выжил". Во-первых, в падении с высоты 4 километров или с высоты 400 метров на землю нет особой разницы. Дело в том, что в воздушной среде скорость падения довольно быстро стабилизируется и не растет выше определенного предела. Для этого достаточно 200-300 метров. Если человек падает на животе - его скорость около 200 километров в час. Если на голове (в принципе, это не особо устойчивое положение свободного падения, так умеют только довольно опытные парашютисты) - то до 400 километров в час. Если с такой скоростью упасть в сугроб, в воду, на куст ежевики, на скользкий склон и т.д. - человек не способен выжить. Другое дело, что в большинстве случаев отказов у парашютиста есть вышедшие из ранца основной или запасной купол. В такой ситуации они хотя не обеспечивают безопасного приземления, но довольно сильно уменьшают скорость падения. И в такой ситуации если упасть на что-то мягкое, можно действительно отделаться не опасными для жизни травмами. Помните об этом, и всегда уточняйте, были ли у парашютиста раскрыты основной и запасной купола.

И еще одна чрезвычайно глупая, но неимоверно распространенная ошибка - фразы вроде "прыжки с парашюта". Никто не забирается ногами на парашют и не прыгает с него. Только "с парашютом", и никак иначе.

Трудности перевода

Многие специальные термины могут в переводе принимать довольно причудливые формы. Вот небольшой словарик англоязычных парашютных терминов:

cut-away - отцепка (отсоединение основного парашюта для того, чтобы безопасно раскрыть запасной)
Cypres, Vigil - фирмы-производители электронных страхующих приборов. Часто в текстах используется аббревиатура AAD.
skydiver - Парашютист. Обычно этим словом пользуются, если речь идет о гражданском парашютисте - "фан джампере" или спортсмене.
paratrooper - десантник. Имеется в виду военный парашютист.

Спасибо, что потратили свое время и дочитали статью до конца. Если у вас остались какие-то вопросы, задайте их в комментах - я постараюсь ответить максимально оперативно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments